Сюжеты, созданные бельгийским художником-сюрреалистом Рене Магриттом, знакомы даже тем, кто никогда не слышал этого имени. Влюблённые, головы которых покрыты тканью, мужчины в котелках с яблоком вместо лица, трубка с надписью «Это не трубка» — всё это образы, вышедшие из-под пера Магритта.
Биография
Рене Магритт родился в 1898 году в бельгийском городе Лессин в семье состоятельного коммерсанта. У него было два младших брата. Когда Рене был подростком, его мать, страдавшая депрессией, покончила с собой, что оставило глубокий след на его творчестве и, возможно, стало толчком для начала художественных экспериментов. В 1914 году Магритт бросил школу и переехал в Брюссель, где начал посещать лекции в Художественной академии как вольный слушатель. Однако теория мало интересовала его; он всё реже появлялся на занятиях и всё больше времени уделял живописи.
Ранний период
Работы раннего Магритта, написанные под влиянием кубизма и футуризма, значительно отличаются от его более поздних, известных полотен. В 1916 году он познакомился с группой поэтов-дадаистов и стал одним из пионеров этого направления в живописи. В 1920 году, во время службы в армии, Магритт продолжал заниматься искусством. После демобилизации он встретил свою будущую жену Жоржетту Берже, с которой они были знакомы с детства. Они поженились в 1922 году. Чтобы содержать семью, Магритт работал дизайнером на обойной фабрике, создавал плакаты и афиши. После нескольких неудачных беременностей супруги решили не заводить детей, опасаясь за здоровье Жоржетты, которая оставалась главной музой и натурщицей художника.
Парижский период
В середине 1920-х годов стал формироваться узнаваемый стиль Магритта, который был отмечен использованием упрощённых, обезличенных объектов и повторяющихся мотивов. Первой картиной в этой новой стилистике стала «Потерянный жокей». В Бельгии на молодого художника не обращали внимания, и первая персональная выставка в 1926 году провалилась. Разочарованные, супруги переехали в Париж.
В те годы Париж был столицей сюрреализма. Магритт изучал этот жанр, заимствуя отдельные приёмы. Однако, несмотря на близкое знакомство с Сальвадором Дали, дружба с французскими сюрреалистами не сложилась. Стиль Магритта сильно отличался от их стиля, и после неудачных попыток утвердиться на парижской сцене они с женой вернулись в Брюссель.
Возвращение в Брюссель
После возвращения в Брюссель Магритт занялся коммерческой работой: оформлял плакаты, мебель, конверты для грампластинок. Вместе с братом он открыл рекламное агентство. Эти занятия занимали почти всё его время, поэтому он писал мало картин, но каждая из них была тщательно продумана и содержала законченную идею. В этот период стали проходить выставки Магритта, которые привлекали значительное внимание зрителей. В 1930-е годы, несмотря на трудности, он создал свои наиболее знаковые работы, такие как «Лампа философа», «Предвидение», «Коллективное изобретение», «Терапевт».
Поздний период и признание
В 1940–1950-е годы Магритт был вынужден продавать копии своих картин, созданные другими художниками, так как оригинальные произведения не приносили достаточного дохода. В годы Второй мировой войны он начал писать картины в ярких красках, чтобы поднять настроение соотечественникам. Этот период его творчества ещё называют «ренуаровским», поскольку его полотна стали более импрессионистскими, однако коллекционеры и критики не восприняли новый стиль.
К концу 1950-х годов о Магритте узнали в США, где набирал популярность поп-арт. Лаконичные и броские картины Магритта пришлись по вкусу американской публике. В последние годы жизни он был востребован, а его минимализм прекрасно отражал новые веяния в искусстве. В 1960-е годы появились его блестящие работы: «Сын человеческий», «Большая семья», «Две тайны».
Рене Магритт скончался в 1967 году от рака поджелудочной железы. В 2009 году в Брюсселе был открыт музей Рене Магритта, где можно увидеть его картины и скульптуры.
Идеи творчества
Некоторые искусствоведы считают, что Рене Магритт первым сделал сюрреализм доступным и понятным для широкой аудитории. В отличие от своих французских коллег, стремившихся к вычурности, он использовал простые, минималистичные формы. На первый взгляд, его манера может показаться однообразной, поскольку художник часто использует одни и те же образы: птица и яйцо, обезличенный мужчина в котелке (символический автопортрет), голубое небо с белыми облаками, курительная трубка, обнажённое женское тело, зелёное яблоко. Но всякий раз с их помощью он рассказывает новую историю.
Уже в 1920-е годы в его картинах начали преобладать не психоаналитические мотивы, как у французских сюрреалистов, а логические парадоксы и поэтические образы. Его работы можно понять через рационализм. Связь живописи и литературы прослеживается даже в использовании слов на картинах: Магритт был одним из первых, кто стал применять этот приём, считая, что за словом стоит такой же смысл, как и за изображённым предметом.
Магритта интересовала идея скрытого и неочевидного. Отсюда образы лиц, покрытых тканью, спрятанных за яблоком или закрытых пролетающей птицей, а также фигур, повернутых к зрителю спиной. Другим проявлением этой идеи являются изображения привычных предметов в необычной обстановке (например, зонтик с стеклянным стаканом на картине «Каникулы Гегеля»). Художник предлагал увидеть новую сущность знакомых вещей или найти связь между, казалось бы, несвязанными предметами.
Благодаря большому опыту работы в рекламе, даже простые предметы — камень, фрукт, бокал, бутылка — на полотнах Магритта выглядят ярко и выразительно, выступая как настоящие действующие лица на его картинах.